Полная версия Вход Регистрация
LuiSifer
Соборная мечеть Санкт-Петербурга
Храмы Петербурга
Всего фото: 2


Строительство было начато по инициативе ахуна Г. Баязитова и проводилось на средства бухарского эмира Сеид-Абдул-Ахат-хана, татарских предпринимателей и др. Открыта в 1913 году. Возводилась в 1909—1920 годы по проекту архитектора Н. В. Васильева при участии инженера С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена. В 1927—1930 и 1940—1956 годах не функционировала, в 1940 здание было передано Ленгорздравотделу и стало использоваться как склад медицинского оборудования.

Мечеть-джами с двумя минаретами и антресольным молельным залом, перекрытым куполом. Мечеть выполнена в стилизированных формах самаркандской и каирской архитектурных школ. Азан с её минаретов не читается.

На первом этаже расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной медресе, где преподаются уроки арабского и татарского языков, а также основы ислама.
LuiSifer
Армянская церковь святой Екатерины
Храмы Петербурга
В середине XVIII века в Россию переехала из Ирана семья богатейшего армянского купца Лазаря Назаровича Лазаряна, поступившего на русскую службу переводчиком при дипломатических и торговых сношениях России с Персией. Старший сын Лазаря Назаровича Ованес Лазарян (Иван Лазарев) основал в Москве знаменитый Лазаревский институт - нынешний Институт востоковедения. В начале 1770-х годов Иван Лазарев предложил Императорскому двору огромный алмаз, за который Екатерина II заплатила ему миллион золотых рублей из сумм Кабинета двора. Значительную часть этой огромной суммы денег Иван Лазарев вложил в постройку армянской церкви на Невском проспекте и двух домов при ней, построенных по проекту Ю. М. Фельтена.
Строительные работы начались в мае 1771 года; ими руководил автор проекта Юрий Матвеевич Фельтен. Церковь строилась до 1779 года. 18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы в память о благодеяниях императрицы Екатерины II, именным высочайшим указом от 2 мая 1770 года предоставившей для строительства армянской церкви принадлежавшую ей землю на Невском проспекте.
Здание церкви было построено архитектором в глубине участка, в створе им же построенных домов № 40 и 42, вытянутых фасадами по линии Невского проспекта. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался при строительстве лютеранской церкви Св. Екатерины на Васильевском острове, но заметно усилил его декоративное оформление и увеличил вынос портика, дополнив его боковыми стенками с пилястрами. Портик увенчан треугольным фронтоном. Для придания большего разнообразия поверхности стены Фельтен использует разные формы проемов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филенками) - во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители "с висюльками". На стенах между оконными проемами первого и второго яруса размещены барельефы с ангелочками. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм.
Главным элементом декора интерьера являются 20 парных колонн коринфского ордера, размещенных по углам подкупольного квадрата и в предверии алтарной апсиды. Колонны облицованы желтым искусственным мрамором, оттененных белыми капителями. Над колоннами по всему периметру помещения тянется декоративный карниз с дентикулами.
Интерьер церкви неоднократно перестраивался. В 1841 году была проведена реконструкция церкви по проекту архитектора Л. Ф. Вендрамини. В конце XIX века храм был разделен перекрытием на два этажа. В 1887 году художник И. К. Айвазовский написал и подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере». В 1915 году из ризницы собора Зимнего дворца были переданы частицы мощей святого апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишиневе.
Примыкавшие к церкви дома, выходящие на Невский проспект, строились не одновременно. Восточный флигель для причта храма был построен Ю. М. Фельтеном в 1771 -1775 годах. Флигель был двухэтажным на высоком подвальном этаже. Западный флигель был сооружен в 1794-1798 годах. От восточного флигеля он отличался довольно сильно: дом был трехэтажный, высокий с более пышным фасадом. В 1835- 1837 годах восточный корпус (Невский, 42) был перестроен но проекту А. И. Мельникова.
До этой перестройки с осени 1823 до лета 1832 год, в этом доме жил один из самых замечательных преобразователей и реформаторов государственного устройства России Михаил Михайлович Сперанский, возвращенный в Петербург императором Александром I в марте 1821 года из ссылки в Пензу и Сибирь.
Позднее, с 1854 по 1872 год, в верхнем этаже того же дома жил со своей семьей Федор Иванович Тютчев, поселившийся здесь по приглашению семьи Абамелек-Лазаревых.
В соседнем флигеле Армянской церкви- в доме № 40 по Невскому проспекту - в 1873 году, в год смерти Тютчева, разместилась редакция газеты "Новое время", основанной в 1871 году А. С. Сувориным. Абамелек-Лазаревы финансировали ее издательство.
Одним из постоянных сотрудников "Нового времени" был замечательный писатель и журналист Василий Васильевич Розанов. После Октябрьской революции, когда выпуск журнала был прекращен, В. В. Розанов писал: "С лязгом, скрипом, визгом опускается над русской историею железный занавес. Представление окончилось. Публика встала. Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось."
В мае 1930 года Армянская церковь была закрыта. В 1931-1934 годах была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны - мастерская декораций театра музыкальной комедии.
В 1990 году Армянская религиозная община города по главе с отцом Езрасом обратилась с ходатайством в Ленгорсовет о возвращении церкви святой Екатерины на Невском проспекте верующим. Просьба была удовлетворена. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.
Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года Патриарх-Католикос Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория.
LuiSifer
Немецкая евангелическая лютеранская церковь Святого Петра
Храмы Петербурга
В декабре 1727 года по указу Петра I участок между Большой и Малой Конюшенными улицами по Невскому проспекту, где ныне располагается церковь Святого Петра, был передан немецкой лютеранской общине. В 1728 – 1730 годах под руководством архитектора Доменико Трезини здесь была построена первая церковь Святого Петра – «кирха на першпективе» («кирха» в переводе с немецкого – церковь), а также два дома при ней.


В 30-е годы XIX века на месте старой церкви было возведено новое здание по проекту А.П. Брюллова, брата знаменитого художника К.П. Брюллова. Храм выполнен в стиле романской базилики. Здание церкви имеет прямоугольную в плане форму; главный фасад выходит на Невский проспект. Центр фасада акцентирован порталом с полукруглой аркой. На втором этаже – открытая аркада. Благодаря двум трехъярусным башням на углах главного фасада, здание приобретает определенную легкость и устремленность ввысь. Мраморные статуи апостолов Петра и Павла, украшающие фасад церкви, выполнены А. Трискони. Внутри церковь разделена на три нефа тесаными гранитными блоками. Одной из главных ценностей храма была картина «Распятие», написанная К.П. Брюлловым. В глубине двора расположена старейшая школа Петербурга, ведущая свою историю с 1710 года. В ней учились такие известные личности, как М.П. Мусоргский, П.Ф. Лесгафт, Д. Хармс и другие. В 1841 году в доме № 24, рядом с церковью, открылось первое в России кафе «Доминик», владельцем которого был Доминик Риц-а-Порт. Это кафе просуществовало здесь вплоть до октябрьской революции 1917 года.


В начале XX века немецкая лютеранская община Петербурга насчитывала более пятнадцати тысяч человек (вторая по численности после финской). В 1938 году лютеранская церковь Святого Петра была закрыта. Во времена советской власти в этом здании сначала разместился склад и овощехранилище. Позже, в 1956 году в помещении церкви организовали плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. Ценности и святыни церкви были вывезены в Эрмитаж и другие музеи.


В 1992 году Комиссия по имуществу приняла решение передать церковь Святого Павла во владение немецкой лютеранской общины Петербурга. Церковь была заново освящена и сегодня храм имеет статус главного кафедрального собора Евангелическо-лютеранской церкви России. В 90-е годы церковь подверглась масштабным реставрационным работам. Первый этап реставрации, который начался сразу после возвращения храма верующим, уже завершен. 16 сентября 1997 года в присутствии высоких гостей состоялась торжественная церемония освящения главного церковного зала храма. Тем не менее, восстановительные работы еще продолжаются, при этом в храме проховодятся регулярные богослужения. В 1999 году рядом с храмом, во дворе установлен бюст И.В. Гете работы скульптора Л.К. Лазарева.
LuiSifer
Финская церковь Святой Марии
Храмы Петербурга
На Невском проспекте и прилегающих к нему улицах находятся много храмов различных конфессий. Здесь расположены и Лютеранская церковь Святого Петра, и Костел Святой Екатерины и другие храмы. На Большой конюшенной улице, рядом с невским проспектом находится также финская церковь Святой Марии.


История этой церкви началась в 1733 году, когда на участке, который принадлежал шведско-финской общине, по распоряжению императрицы Анны Иоанновны был построен молитвенный дом. Прихожанами молитвенного дома были финские и шведские торговцы и ремесленники, жившие в этом районе.


В начале XIX века на месте молитвенного дома под руководством архитектора Х. Паульсена (зятя и ученика выдающегося зодчего Ю.М. Фельтена) была построена каменная церковь Святой Марии. По замыслу автора, это должна была быть уютная и изящная приходская церковь в центре шумной столицы. Освящение нового храма состоялось 24 декабря 1805 года. Внешний облик церкви классически строг и сдержан. Здание имеет прямоугольную в плане форму. Церковь увенчана куполом на высоком барабане. Главный фасад храма украшен портиком с четырьмя колоннами тосканского ордера, который в свою очередь увенчан треугольным фронтоном. На первом этаже церкви – арочные окна.


Долгое время финская церковь Святой Марии являлась культурным и религиозным центром этнических финнов Петербурга. В 1937 году храм был закрыт, и помещения церкви переделали под общежитие. В 1970 году здание церкви передали «Дому природы». Во времена советской власти внутренние интерьеры и внешний облик храма пришли в очень плачевное состояние.


В 1990 году церковь была возвращена финской религиозной общине. В конце XX века было принято решение о проведении масштабных реставрационных работ в храме. В ходе реставрации здание церкви было приведено в порядок, были также восстановлены исторические интерьеры.


19 мая 2002 года состоялась торжественная церемония освящения отреставрированной финской церкви Святой Марии. При этом событии лично присутствовала президент Финляндии Тарья Халонен, прибывшая в Санкт-Петербург с однодневным частным визитом.


В настоящее время в церкви проводятся регулярные богослужения на финском языке, также работает воскресная школа.
LuiSifer
Шведская церковь Святой Екатерины
Храмы Петербурга
Церковь Святой Екатерины — здание в псевдороманском стиле, в котором располагается евангелическо-лютеранский приход ЕЛКРАС. Расположена по адресу: Малая Конюшенная улица, 1, угол Шведского переулка. Богослужения проводятся регулярно на русском и шведском языках.

История
Община организована в 1640 году Ниеншанце. Первоначально входила в состав Церкви Швеции. После передачи Ингерманландии России по итогам Северной войны часть жителей была переселена в Санкт-Петербург. Собрания начались с 1703 года, их проводил в частном доме пастор Яков Майделин.

В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила общине участок в районе современного Невского проспекта, на котором была построена первая деревянная церковь во имя Святой Анны. В 1745 году шведская и финская общины разделились. Финская община осталась на прежнем месте — сейчас там находится Финская церковь Святой Марии, а шведы построили молитвенное строение на новом месте, на месте которого в 1767 году была построена каменная церковь Святой Екатерины. В дальнейшем церковь неоднократно перестраивалась. При церкви существовали приходская школа, приюты для мальчиков и девочек, богадельня, благотворительное учреждение. Среди прихожан церкви были семьи Нобель и Лидваль, ювелир Карл Фаберже. В этой церкви венчался Карл Маннергейм, будущий российский генерал и президент Финляндии.

Приход функционировал до 1934 года, когда был закрыт. В здании располагались различные организации, последней из которых была детско-юношеская спортивная школа.

Деятельность прихода возобновлена в 1993 году. В 2002 году здание полностью передано общине. Лютеранский приход считается шведским, однако организационно он входит в ЕЛКРАС и не является приходом Церкви Швеции. Помимо лютеранского прихода в церкви святой Екатерины проводятся богослужения общины Церкви Англии.

Архитектура
Каменная церковь на 300 мест заложенная 17 мая 1767 года. Архитектор Ю. М. Фельтен.
Освящена 29 мая 1769 года.
Новая церковь на 1200 мест заложенная 28 декабря 1863 года по проекту архитектора К. К. Андерсона. Здание построено в псевдороманском стиле с окном-розой. Затраты на строительство здания составили 100 тысяч рублей. Главным ктитором стал граф А. Армфельт, а император Александр II пожертвовал 5 тысяч рублей. Религиозные картины были написаны профессором Н.Тиршем из Мюнхена. Так же в церкви был установлен орган. Церковь была освящена 28 ноября 1865 года. Здание существует по настоящее время.

Пасторы, служившие в приходе
Jacob Meidelin (до 1729 года)
Juhann Terne (1729
Gustav Levanus (1730—1749)
Isaak Hugberg (1749—1783)
Emmanuel Indrenius (1784—1792)
Juhann Genrik Signeus (1793—1798)
Nils Adolf Donner (1799—1800)
Karl Tavast (1801—1825)
Erik Gustav Erstrem (1826—1835)
Gustav Friedrich Zandt (1836—1881)
Lars Peter Reinhold Hofren (1881—1884)
Hermann Kajanus (1885—1913
Nils Arthur Malm (1913—1918)
Selim Hjalmar Laurikalla, (1932—1934)
LuiSifer
Церковь св. Пантелеймона

Храмы ПетербургаХрамы Петербурга
Храмы ПетербургаХрамы Петербурга

Памятник архитектуры

Соляной пер., 17 - ул. Пестеля - б/н

1735-1739 гг. - арх. Коробов И. К.

Церковь освящена во имя св. Пантелеймона, в день которого российский флот нанес поражение шведскому флоту при Гангуте в 1714 г.

В начале XVIII в. на территории, прилегающей к дому, находилась Партикулярная верфь.

Храмы Петербурга

В это время Нева была объявлена главным городским проспектом. Каждое воскресенье Петр I устраивал обязательные лодочные учения - все учились ходить под парусом. Причем, те кто греб веслами, платили большой штраф за каждое весло. Так же было запрещено наводить мосты через Неву. Потребность в судах была большой, и по чертежам Трезини сооружают Партикулярную верфь, где строились небольшие суда для жителей города.
От комплекса верфи сохранилось лишь здание Пантелеймоновской церкви.
В 1718 г. при Партикулярной верфи построена деревянная часовня Св. Пантелеймона.

В 1722 г. - мазанковая церковь

В 1735-1739 гг. - каменная церковь с колокольней в стиле петровского барокко - арх. И. К. Коробов.

Образа и роспись плафонов осуществил худ. А. Квашнин.

В 1840-х гг. фасад украшен мраморными рельефами - скульп. А. В. Логановский.

В 1852 г. пристроено западное крыло - арх. И. Г. Мальгин,

в 1875 г. - южное крыло - арх. В. Ф. Геккер,

в 1895-1896 гг. с севера пристроен новый придел - арх. Е. Е. Аникин или И. М. Гольмдорф.

1895, 1898 гг. - арх. (АХ) Гольмдорф Иван Михайлович -

придел св. Феодосия Черниговского и

перестройка паперти Пантелеймоновской церкви
В 1954 г. отреставрированы мемориальные доски на фасаде, содержащие перечень воинских частей, участвовавших в победе при Гангуте. Доски установлены в начале XX в.

Это сообщение отредактировал LuiSaifer - 09-09-2010 - 04:14
LuiSifer
Церковь Симеона и Анны
Храмы Петербурга
(официальное название — церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы, памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга. Церковь являлась капитульным храмом ордена Святой Анны.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Центрального благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Олег Скобля

История
Построена по велению императрицы Анны Иоанновны в период с 1731 по 1734 год (архитектор М. Г. Земцов, при участии И. Я. Бланка) в стиле аннинского барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры на месте обветшавшей деревянной церкви во имя Архангела Михаила, построенной в 1712—1714 годах.

27 января 1734 года состоялось торжественное освящение новой трёхпридельной каменой церкви с высокой 47-метровой колокольней. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом.

Главный алтарь освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый — во имя Архангела Михаила, а левый — Ефрема Сирина. Основной объём завершён высоким световым барабаном, увенчанным гранёным куполом сложного рисунка. Иконостас исполнил резчик К. Ган, образа — художники А. М. Матвеев и В. И. Василевский.

В 1772 году в церкви был устроен ещё один придел во имя Святого Великомученика Евстафия Плакиды, упразнённый в 1802 году. В 1803—1808 годах архитектором М. П. Выборовым были пристроены ризница и часовня.

До 1802 года церковь была придворной.

В 1869—1872 годах расширена и обновлена архитектором Г. И. Винтергальтером, в частности над ризнецей был устроен ещё один придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» (начало XVIII века, ныне в Никольском морском соборе), освящённый 17 (29) октября 1871 года.

С 1868 года действовало общество вспоможения бедным, содержавшее детский приют и богадельню.

В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. В 1951—1954 годах реставрирована, в 1980-х годах приспособлена под метеорологический музей, в 1991 году возвращена верующим, и 1 января 1995 года вновь была освящена.

От названия церкви происходит прежнее наименование улицы Белинского — Симеоновская улица.
LuiSifer
Католическая церковь Святой Екатерины

Храмы Петербурга
Всего фото: 2


Храм Святой Екатерины Александрийской — католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России. Памятник архитектуры. Расположен по адресу: Невский проспект, д. 32-34.

Приход храма административно относится к Северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

История

Строительство

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте), однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм во времена Российской империи

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.

Траурная месса по эрцгерцогу Францу-Фердинанду

Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие.

Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы.

В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.

После 1917 года

При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году.

Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.

Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.

Возрождение

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма. В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.

11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.

Интерьер церкви (2009)

29 ноября 2008 года после многолетних реставрационных работ был освящён главный неф церкви

Архитектура

Здание имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма — 44 м, ширина — 25 м, высота — 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея (на латыни): «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф 21. 13) и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины», написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.
LuiSifer
Троицкий собор, Измайловский собор Святой живоначальной Троицы

Храмы Петербурга
Всего фото: 6


Первоначально в 1754 году на месте нынешнего храма была построена деревянная церковь для гвардейского Измайловского полка. Закладка строящейся церкви была сделана 1 июля 1754 г. Архиепископом Силивестром, им же и освящена церковь 1 июня 1756 года.

Главный придел церкви освящен во имя Святой Троицы, второй во имя Святого Иоанна Воина. За семьдесят лет здание сильно обветшало, особенно сильно пострадало оно в наводнение 1824 года. Вместо него в 1828–1835 годах на личные средства Николая I, в память командования им Измайловским полком, был построен монументальный (общая высота около 80 метров) каменный пятикупольный храм. 13 мая 1828 года состоялась торжественная закладка храма. Храм строился 7 лет.

Под капитальный фундамент храма шириною и глубиною в 3 аршина забито 5500 свай. Набивка свай, с соизволения Государя, сделана чинами 3 батальона, с платою им по вольной цене. В 1830 году стены храма довели до куполов, в 1832 году закончили купола и поставили кресты. Постройка храма уже близилась к окончанию, как 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Купол был укреплен на железных скреплениях.

К 1835 году храм был вполне готов. Его автор В.П. Стасов в своем творении стремился сочетать формы классицизма с традиционными приемами русского зодчества. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Необычно были расставлены им вокруг главного купола и малые купола: не диагонально, а над рукавами креста, по странам света. Голубые купола, усеянные золотыми звездами тесно сдвинуты, благодаря чему издали их силуэт воспринимается как одно целое.

Великолепный скульптурный фриз украшает здание. Портики из коринфских колонн, чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность. Скульптуры ангелов в нишах изваял скульптор С.И. Гальберг.

Освящение храма состоялось 25 мая 1835 года. В этот день рано поутру раздался колокольный звон к водоосвящению, а в половине пятого начато было освящение придела Иоанна Воина, совершенное архимандритом Нилом. В половине восьмого началось освящение южного придела во имя Святой Марии Магдалины, которое совершал архимандрит Феодотий. В 10 часов началось освящение главного придела Святой Троицы, совершенное Митрополитом Московским Филаретом соборне с наместником лавры архимандритом Палладием и инспектором академии архимандритом Платоном. В 7 часов вечера Император с Императрицей и Наследником, возвратившись из Москвы, осмотрели церковь в подробностях, при чем Государь изъявил свое благоволение архитектору Стасову в самых милостивых выражениях. Постройка Троицкого собора оценивалась современниками как крупное достижение отечественного зодчества.

На момент постройки Измайловский собор являлся самым большим православным храмом мира, высотной исторической архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, воинской святыней и лучшим творением архитектора В.П. Стасова, являясь уникальной достопримечательностью города, внесенной в охранный реестр ЮНЕСКО.

Троице-Измайловский собор представляет собой огромное пятикупольное здание с четырьмя белыми коринфского ордера портиками и вмещает более 3 000 человек. Его голубой купол, в прошлом усыпанный золотыми звездами, виден за 20 км от города. Главный купол собора — второй по величине деревянный купол в Европе — создан в 1834 году великими инженерами-строителями П.П. Мельниковым и П.П. Базеном. Этот просторный величественный храм являлся главной гарнизонной церковью Санкт-Петербурга.

В 1836 году в стены собора были вмонтированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. Здесь же в соборе хранились знамена полка и ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также трофеи военных кампаний 1854 г. и 1877-1878 годов.

Интерьер собора просторный, светлый. 24 стройные коринфские колонны легко "поднимают вверх" барабан главного купола, словно парящего в воздухе и отделанного кессонами с розетками. Внутренние колонны и пилястры одеты в белый мрамор (колонны внутри храма, по первоначальной смете, предположено было по обыкновенной штукатурке, покрыть белой клеевой краской, но полк исходатайствовал разрешение облицевать колонны под белый мрамор).

Малые купола, расписанные золотыми звездами по голубому фону, создают дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых находится резной иконостас. Он был сооружен в виде закругленной стены и ныне, увы, частично погублен. Сень над престолом решена в виде полуротонды из четырёх колонн и составляет единую композицию с резным деревянным иконостасом.

В 1938 году собор был закрыт и постепенно пришел в запустение от использования его подвалов в качестве овощехранилища и, особенно, — в годы блокады Ленинграда. Обширные восстановительные работы по фасадам здания были проведены после войны и были завершены в 1960-х годах. Внутреннее убранство от бесконечной перемены пользователей, не делавших ничего для его сохранения, пришло в полный упадок. Долгое время здание было складским помещением, не отапливалось и постепенно приходило в ветхость, несмотря на толстые стены. К настоящему времени из всего богатейшего имущества (многое было уникальным и бесценным по своим художественным данным) остались только стены храма. В 1990 году здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения.

25-го августа 2006г. сокрушительный пожар, начавшийся на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, полностью уничтожил уникальный и известный во всем мире голубой величественный купол. От чудовищной температуры загорелся и малый северный купол, который также выгорел полностью.

Языки пламени поднимались на высоту свыше 100 м. Прибывшие пожарные не могли полноценно контролировать ситуацию на сложном высотном объекте. Пламя вскоре перекинулось на чердачные перекрытия, горящие оконные переплеты начали рушиться внутрь собора, однако возгорание внутри храма удалось предотвратить. Иконы и вся богослужебная утварь были эвакуированы.

К ночи пожар был локализован. Внутреннему интерьеру нанесен существенный ущерб. Однако пожар не нарушил богослужебную жизнь собора. Наутро после пожара Божественная литургия была совершена по расписанию под открытым небом на паперти собора.
LuiSifer
Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Зеленогорск)
Храмы ПетербургаХрамы ПетербургаХрамы Петербурга

Первая деревянная Церковь. Фото 1900-х годов и Фото 1950-х годов
Храмы Петербурга
Всего фото: 2

Первые церкви в Териоках

Первая православная церковь была построена в Териоках в 1880 году на средства, пожертвованные купцом Дурдиным. В связи с этим она получила название «Дурдинская». Освящение храма произошло 6 (18) августа 1880 года во имя Казанской иконы Божией Матери.

Построенная деревянная церковь находилась на Куоккальской дороге, со стороны залива и была приписана к Райволовскому приходу.

Через некоторое время размеры церкви перестали удовлетворять потребностям верующих, и она была расширена более чем вдвое. К заднию была пристроена колокольня в московском стиле. Перестроенный храм был освящён в июле 1894 года архиепископом Финляндским и Выборгским Антонием (Вадковским).

В 1898 году храм стал центром самостоятельного прихода. 5 (18) декабря 1907 года церковь сгорела. Под временный храм была переоборудована находившаяся напротив летняя дача. Богослужения в ней продолжались до 1913 года.

Строительство каменного храма

Вскоре после пожара в деревянной церкви был поднят вопрос о строительстве нового храма в центре селения, на лучшем, просторном месте.

Под строительство нового храма местным богатым крестьянином Дормидонтом Игумновым был пожертвован новый участок на возвышении площадью 2,14 га. В 1910 году была совершена закладка храма. Часть суммы на строительство выделила императорская казна.

Церковь строилась по проекту архитектора Н. Н. Никонова.

В 1913 году был освящён придел преподобного Сергия Радонежского, а в 1914 году — весь храм. Освящение церкви совершал архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), в сослужении многочисленного духовенства и присутствии Финляндского генерал-губернатора.

1914—1988 годы

В период с 1917 по 1939 год храм принадлежал Русской Автономной церкви в Финляндии сначала в составе Русской православной церкви, а с 1923 года — Константинопольского Патриархата. В связи с переходом под юрисдикцию Константинополя Финская автономная церковь перешла на новый стиль. Одним из тех, кто не согласился с этим, был настоятель Казанской церкви протоиерей Григорий Светловский, служивший в храме до 1926 года[1].

В 1924 году храм пережил ураган и наводнение, принёсшие большой урон. В 1925 году в незадолго до этого отремонтированной церкви был пожар (загорелись дрова), который продолжался с 3 часов дня до 6 часов утра. Своды храма выдержали пожар, была повреждена покраска, сгорела половина алтаря.

В 1939 году, после начала Советской-финской войны, храм был закрыт. Прихожане Казанской церкви на руках перенесли самые ценные святыни вглубь Финляндии. Оставшееся было разграблено. Колокола, вероятно, были переданы Музею Петропавловской крепости, но вернуть их не удалось.

Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от обстрелов. Здание использовалось для хозяйственных нужд под продовольственный склад.

С 1960-х годов православные просили передать им храм, но получали отказ.

В 1970-е годы в Смольном было принято решение о сносе православной церкви во имя Иконы Казанской Божьей Матери в Зеленогорске. Главным архитектором Ленинграда в это время был Геннадий Никанорович Булдаков. С его участием разрабатывались проекты детальной планировки Зеленогорска и всего Курортного района. Г. Н. Булдакову удалось отменить решение Смольного, мотивируя тем, что эта земля издревле была русской и сносить церковь, оставляя кирху, аполитично.

К Олимпиаде 1980 года было решено произвести косметический ремонт здания. Реставрация, закончившаяся в 1990 году, проводилась под руководством архитектора К. А. Кочергина. Была восстановлена колокольня, колокола, побелён фасад. Склад был перенесён в другое место.

Планировалось использовать здание «для культурных целей», предполагалось устройство в нём Музея истории Карельского перешейка.

после 1988 года

В 1987 году община была зарегистрирована, но существующую церковь ей не передавали. Верующим говорили: «Стройте новый храм, а здесь будет музей истории Карельского перешейка».

30 августа 1988 года была официально зарегистрирована православная община Зеленогорска, которая просила о передаче ей Казанской церкви. Власти не предоставляли помещение, предлагая строительство нового храма. Ходатайство о возвращении церкви поддержали кандидаты в народные депутаты СССР А. А. Собчак и С. М. Подобед. Оно было удовлетворено Исполкомом Ленсовета 5 июня 1989 года.

Первое богослужение было совершено 21 октября 1989 года на ступенях храма, а первая литургия — 21 ноября 1989 года в правом приделе храма в честь Сергия Радонежского.

Основные отделочные работы внутри храма были завершены к 15 апреля 1990 года, и праздничная пасхальная литургия была впервые совершена перед главным престолом.[2] В августе 1990 года состоялось торжественное освящение церкви Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 1991 году храм был ограблен, похищено 10 ценных икон. В их числе — храмовая Казанская икона Божией Матери.

Архитектура, убранство

Многоглавый храм построен на возвышении в московско-суздальском стиле XVI века. Стены снаружи оштукатурены и окрашены в один белый цвет. Высота колокольни с крестом 49 метров.

Расчётная вместимость храма 800 человек. По проекту предполагалось расписать храм изнутри, но началась первая мировая война, и этим планам осуществиться не удалось. Иконостасы всех трёх алтарей устроены по проекту гражданского инженера В. Ф. Иванова, соответственно стилю церкви. Иконы в иконостасе были выполнены художником П. В. (или А. П.) Розановым

Вес главного колокола составлял около 6,5 тонн, общий вес всех колоколов — около 9,2 тонн. Большой колокол был пожертвован А. М. Александровым.

Под спудом церкви, с южной стороны был похоронен первый настоятель каменного храма протоиерей Пётр Поташёв.

Храм является памятником культурно-исторического наследия федерального уровня охраны на основании:
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7801388000

Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176
Решение Исполкома Ленгорсовета от 05.12.1988 N 963

Настоятели церкви

Даты - Настоятель
1883 — после 1895 протоиерей Константин Иоаннович Ветвеницкий (1845—1917)
до 1905—1917 протоиерей Пётр Васильевич Поташёв (…—1917)
1917—1926 священник Григорий Евфимьевич Светловский (1872—1946)
1926—1939 священник Михаил Орфинский (1873—1947)
1939—1989 период закрытия
1989— настоящее время архимандрит Викентий (Владимир Дмитриевич Кузьмин) (род. 1957)
LuiSifer
Сампсониевский собор

Храмы Петербурга
Всего фото: 5


Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является одним из старейших памятником архитектуры в городе. Свое название он получил по имени святого Сампсония Странноприимца: Стиль строения храма часто называют анненским барокко, поскольку он достраивался при императрице Анне Иоанновне.

История создания Сампсониевского собора

27 июня 1709 года, в день святого Сампсония, русские войска выиграли сражение против шведской армии в битве под Полтавой. В память об этом событии Петр Первый повелел недалеко от дороги, ведущей на Выборг в сторону Швеции, заложить деревянную церковь во имя святого Сампсония Странноприимца. В 1710 году храм был освящен. Поскольку церковь находилась в отдалении от города, здесь удобно было организовать кладбище. Рядом с церковью были похоронены известные мастера, работы которые создавали достопримечательности Северной столицы - зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, живописцы Л. Каравак, С. Торелли. Это кладбище, к сожалению, не сохранилось. Осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник (авторы - скульптор А. Опекушин и архитектор М.Шурупов).

В 1728 году был заложен Сампсониевский собор. Полагают, что автором проекта является Д. Трезини.

Храм святого Сампсония, как и другие храмы города, пострадал после революции 1917 года и во время Великой отечественной войны.

В 1938 храм был закрыт, в его помещениях находился склад. В 1977 году была выполнена реставрация фасадов. С 2002 года в приделе проходят службы. От названия храма происходят наименования Сампсониевского Большого проспекта и Сампсониевского моста.

В 1999 году храм получил статус государственного музея-памятника.

Наружное убранство Сампсониевского собора

В облике храма можно видеть элементы допетровской эпохи и европейской архитектуры. Так колокольня храма завершается восьмигранным шатром с небольшими окнами и луковичной головкой, что было характерно для многих церквей Москвы и Ярославля в 17 веке. Храм увенчан куполом на высоком граненом барабане. К нему примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня. В 1761 году вплотную к главному барабану пристроены 4 малые главки.

В 1909 году, в год празднования 200-летия Полтавской битвы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Первому (скульптор М.Антакольский). Также на фасадах с северной и южной стороны были установлены мемориальные доски со словами Петра Первого, обращенными к воинам России до и после Полтавской битвы.

На южной стороне слова: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ….за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. …а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».

Внутреннее убранство Сампсониевского собора

Образа в главном иконостасе выполнены художниками А. Квашниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым. В храме находятся уникальные иконы первой половины 18 века - подписные образа И. Квашнина и А. Поспелова и другие. В 1894 году часть мощей преподобного Сампсония была перенесена из Пантелеймоновской церкви в храм Святого Сампсония.

По субботам и воскресеньям, а также в праздники, в храме проходит служба, на которую собираются верующие со всего Петербурга.

Режим работы Сампсониевского собора
Летнее расписание: c 1 мая по 15 сентября - с 10.00 до 20.00, касса закрывается в 19.00;
Зимнее расписание: с 16 сентября по 30 апреля - с 11.00 до 19.00, касса закрывается в 18.00.
[/B]Стоимость билетов в Сампсониевский собор[B]
для российских граждан - 40 рублей;
для пенсионеров, студентов и учащихся – 20 рублей;
для иностранных граждан - 200 рублей;
для иностранных граждан - учащихся и студентов – 100 рублей;
фотосъемка – 50 рублей;
видеосъемка – 100 рублей.
LuiSifer
Храм-часовня «Всех Святых в земле Российской просиявших» в Московском парке Победы

Храмы ПетербургаХрамы Петербурга
Храмы ПетербургаХрамы Петербурга



Церковное здание, построено в мемориальной зоне парка к 65-ой годовщине Великой Победы, на месте, где в тяжелое блокадное время располагался крематорий.

В день победы 2010г. была совершена первая Литургия в память жертв блокады Ленинграда, с этого времени поминальные богослужения о жертвах блокады и о погибших воинах-защитниках совершаются ежедневно.

Часовню «Всех Святых в земле Российской просиявших», построенную на месте блокадного крематория, освятил правящий архиерей епархии – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Этого события ветераны Великой Отечественной, блокадники, их родственники, православные петербуржцы ждали почти 20 лет. Церковь никогда не переставала молиться об упокоении погибших в блокадном городе: ни в те тяжелые дни, ни после. И ныне, когда в Московском парке Победы возвышается православный крест, многие сотни людей приходят сюда для соборной молитвы.

В день первого престольного праздника, вместе с духовенством и настоятелем прихода пришедшие в этот день на службу совершили Крестный ход вокруг церкви.

Храм-часовню освятили в честь Всех святых, в Земле Российской просиявших не случайно. Великая Отечественная война началась в праздник, пришедшийся в 1941 году на 22 июня: все русские святые молились о своем земном отечестве, о потомках, которым предстояло пройти долгий и очень тяжелый путь до предстоящей Великой Победы.

Московский парк Победы, заложенный сразу после войны, - одно из священных мест города на Неве. Его называют «второй Пискаревкой». Сегодня о том страшном времени напоминает вагонетка, подлинная реликвия времен войны. С помощью нее перевозили прах сожженных людей. Всего здесь упокоено 117 тысяч 300 жителей и воинов-защитников невской твердыни.

Это сообщение отредактировал LuiSaifer - 24-09-2010 - 03:40
LuiSifer
Спас на Крови

Храмы ПетербургаХрамы ПетербургаХрамы ПетербургаХрамы ПетербургаХрамы Петербурга


Храмы ПетербургаХрамы ПетербургаХрамы ПетербургаХрамы ПетербургаХрамы Петербурга

Центральная часть Санкт-Петербурга славится еще одной архитектурной достопримечательностью, уникальным храмом - Спасом-на-Крови (церковью Воскресения Христова). Расположен храм невдалеке от Невского проспекта в начале набережной канала Грибоедова. Свое название храм получил в связи с тем, что построен он на месте убийства императора Александра II. Это трагическое событие произошло 1 марта 1881 года.


Удивителен тот факт, что сам храм получился необычно ярким и мозаично пестрым как пряничный домик из народной сказки, и это несмотря на печальные и мрачные события, предшествовавшие его возведению. Ярким пятном смотрится храм на фоне строгих фасадов петербургских зданий. Необычно для традиционной церковной архитектуры и девятиглавие Спаса-на-Крови.

Создателем этого архитектурного чуда выступил А.Парланд, победив на конкурсе на создание храма-памятника. В дальнейшем над созданием храма он работал совместно с архитектором -архимандритом Троице-Сергиевской пустыни Игнатием. Собор создан в русском стиле, по образу храма Василия Блаженного в Москве, украшен мозаичными панно по рисункам известных художников В.Васнецова, М.Нестерова и других.

Больше 25 лет продолжалось строительство храма и внутренние отделочные работы. Главным украшением колоннады храма стал огромный колокол весом 1100 пудов, изготовленный в Финляндии. Внешне хрупкие и изящные купола собора способны выдерживать огромную тяжесть, так как колоннада висит на высоте практически 80 метров над землей.


Спас-на-крови необычен и тем, что во внутренне пространство храма включен кусок набережной, где имело место трагическое событие. Над фрагментами набережной, сохраненными в неприкосновенности - части решетки, тротуарными плитами, булыжниками мостовой, сооружена специальная сень. Опорой для сени служит ряд колонн из серо-фиолетовой яшмы. Венчает сень красивый крест из топаза, огражденный кованной решеткой.


Не только отечественные мастера потрудились над великолепным убранством храма. Зарубежные архитекторы также принимали участие в его украшении. Так, по эскизам итальянских архитекторов изготовлен иконостас, венцом которого служат три креста их горного хрусталя.

Иконостас собора также создан обоюдными усилиями итальянских и русских мастеров, среди них Л.Бруни, В.Васнецов, и многие другие. Иконостас пышно украшен, многие иконы помещены в изящные оклады из серебра. Своды над входом в храм с южной и северной стороны выложены мозаикой на тему притч из Евангелия. Автором эскизов является В.Васнецов.


Снаружи убранство храма поражает взгляд разнообразием, для декорирования стен использованы разноцветные изразцы, керамическая плитка, глазурованный фасонный кирпич. Для покрытия куполов использована цветная блестящая эмаль, каждый купол выложен неповторяющимся мозаичным узором и цветовая гамма у каждого купола своя.

Северный фасад храма украшен кокошником. Этот типично русский прием декора храма выполнен М.Нестеровым. Ему же принадлежит эскиз мозаичного изображения Воскресения Христова, размещенного в кокошнике. Западный фасад собора украшен изображением Нерукотворного Спаса.


Своды собора практически полностью декорированы мозаикой, созданной по эскизам известных художников А. П. Рябушкина, Н.А. Кошелева, Н.П. Шаховской и др.
Главный неф украшен панно, показывающие сцены из жизни Христа, панно Страсти, Распятие и Воскресение помещены в западной части, а восточная часть содержит сцены после Воскресения Христова. Также для украшения интерьера использован итальянский мрамор разных оттенков и русские полудрагоценные камни.

Храмы Петербурга
Всего фото: 4





LuiSifer
Новая мечеть

Храмы Петербурга

Краткие сведения:
Коломяжскую мечеть, расположившуюся в Приморском районе, на углу Парашютной и Репищевой улиц, спроектировал архитектор Рашат Ахметханов. Ее высота – 23 метра (с полумесяцем – 26), рядом ввысь поднимается 39-метровый минарет. Главный вход (с севера) оформлен трехметровым полумесяцем, а западный – высеченными на мраморных досках изречениями из Корана.
LuiSifer
Церковь святителя Андрея Критского

Храмы Петербурга
Всего фото: 4


Церковь святителя Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг

Строительство церкви было инициировано рабочими и служащими фабрики для изготовления ценных бумаг и денежных знаков на собранные ими средства. Архитектор К. Я. Маевский. Храм заложен на 1500 человек. Годы постройки 1891-1892. Церковь построена во имя спасения императорский семьи при крушении поезда в Борках, близ Харькова, в 1888 г. и освящена во имя преподобного мученика Андрея Критского епископом выборгским Антонием при участии о. Иоанна Кронштадтского. Церковь увенчана золоченой главкой и звонницей. В 1923 г. церковь закрыли. После ремонта была повторно освящена в 2007 г. и стала подворьем Константино-Еленинского монастыря.
Адрес: Рижский пр., 9.

LuiSifer
Храму Успения Богородицы подворья Оптиной Пустыни

Храмы Петербурга
Всего фото: 2


По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1991 года храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь.

История возникновения подворья относится ко времени царствования Императрицы Анны Иоанновны. За свою долгую историю храм сменил много владельцев, неоднократно перестраивался. Архитектурный облик ансамбля окончательно сложился благодаря выдающемуся зодчему В.А. Косякову. По его проекту в 1897 году был построен величественный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, позволяющий вместить две тысячи человек. В 1902-1903 годах храм был расписан московскими художниками под руководством академика живописи Ф.А.Соколова. Специально для подворья сестрами Московского Новодевичьего монастыря были написаны иконы.

В 1932 году храм был закрыт, а монахи арестованы. Помещение вначале использовалось как склад, а затем в нем разместился ледовый каток. Росписи были закрашены масляной краской.

В настоящее время по крупицам восстанавливаются архитектурный облик и уникальная живопись храма. Ежедневно ведутся монашеские утренние и вечерние богослужения. Открыта воскресная школа и катехизаторские курсы для взрослых, работают различные мастерские. Подворье не имеет постоянного дохода и восстанавливается на пожертвования прихожан и за счет благотворителей.

Это сообщение отредактировал LuiSaifer - 14-11-2010 - 20:32
LuiSifer
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Храмы Петербурга
Всего фото: 4


Этот величественный девятиглавый Храм с высокой шатровой колокольней, был торжественно заложен 10 июня 1890 года, в царствование Государя Императора Александра III Миротворца. Богато декорированная церковь c "братским домом" возведены по проекту Н. Н. Никонова. Двухэтажный храм вмещал около 1500 человек и своим стилем подражал русской церковной архитектуре XVII века, которую так любил Государь Всероссийский и его сын, будущий Император Николай II. Храм строили на пожертвования рабочих и фабрикантов с 1891 по 1893 гг. для Санкт-Петербургского Епархиального Братства, которое было создано для развития сети церковноприходских школ и поддержания традиции церковного пения.

12 октября 1893 года епископ Нарвский Никандр освятил нижнюю церковь святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников. А 9 марта 1897 года, в царствование Императора Николая II , митрополитом Палладием (Раевым) был освящен верхний Храм. Это была первая в Санкт-Петербурге в русском стиле "внутри и снаружи" церковь. Храм отделывали суздальские мастера. В верхнем храме Покрова иконостас был собран из цветной майолики, изготовленной на фабрике М. С. Кузнецова, и был украшен бронзой. Из нее же были и киоты. Как и вся утварь, по эскизам архитектора Н. Н. Никонова, было изготовлено великолепное паникадило в виде Креста с разноцветными подвесками. Славой в столице пользовался прекрасный хор А. Г. Чеснокова, который в обычные дни заменялся народными хорами. С 1901 года храм был приходским, а 8 июня 1913 года в верхней церкви был освящен придел во имя Всех Святых. Храм был закрыт в 1936 году и первоначально передан Управлению по делам искусств, вскоре после этого его здание было существенно перестроено. Церковь дошла до наших дней обезглавленной, перестроенной внутри и лишенной большинства своих украшений. Полностью разобрана была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх шатер, эффектно сочетавшийся с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над ее приделами. "Братский дом" и его декоративное убранство сохранились довольно хорошо. Долгие годы в израненном, изуродованном Храме помещалась кладовая живописно-оформительского комбината Худфонда. Летом 1989 года здание церкви было занято евангельскими христианами-баптистами и поныне в нем располагается "дом Евангелия". Уже долгие годы Православная Церковь настаивает на возвращении ей этого памятника церковной истории и архитектуры. Учреждена православная община храма Покрова-на-Боровой. В "Братском доме" действует православная церковь во имя Священомученика Вениамина Петроградского.



Рекомендуем почитать также топики:

Разговор с модераторами

А Вы курите ?

Старые связи

РАЗДЕНЬ ПОДРУЖКУ

"О нас с улыбкой"